Герой или агент КГБ? Обвинения против Леха Валенсы — Korrespondent.net
Гeрoй или aгeнт КГБ? Oбвинeния прoтив Лexa ВaлeнсыСюжeт
Лидeрa антикоммунистического движения «Солидарность» и лауреата Нобелевской премии мира подозревали в связях с коммунистическим режимом уже давно.
Бывший президент Польши Лех Валенса – символ сопротивления коммунистическому режиму. Однако теперь его обвиняют в сотрудничестве с коммунистическими спецслужбами в 1970-х годах.
Обвинения в адрес лидера антикоммунистического движения Солидарность и лауреата Нобелевской премии мира, которому сейчас 78 лет, зазвучали особенно громко пять лет назад, после того как общественности были представлены якобы подписанные им лично агентурные документы.
Теперь же его винят в даче ложных показаний о том, что он никогда не был связан с КГБ. В польском законодательстве это уголовное преступление, наказание за которое может составлять от полугода до восьми лет лишения свободы.
Сотрудник Болек
Еще с 1990-х годов в польских политических кулуарах поговаривали, что псевдонимом Болек в своих отношениях с коммунистическими спецслужбами пользовался бывший президент Польши Лех Валенса, в 1970-х — один из самых известных оппозиционных активистов в Гданьске.
Сам Валенса эти слухи последовательно отвергал, в том числе защищая свое доброе имя в судах, а у его оппонентов документальных доказательств этих обвинений не было. До 16 февраля 2016 года.
Институт национальной памяти нашел огромное количество документов — речь шла о более 300 страницах, — якобы свидетельствующих о том, что в начале 1970-х годов рабочий Гданьской судоверфи Лех Валенса подписал обязательство сотрудничать с коммунистической службой безопасности, неоднократно встречался с ее агентами, передавал им информацию и получал от них денежные средства.
Представители польской власти, и до того не очень жаловавшие Валенсу, немедленно обрушились на него с волной жесточайшей критики. Тогдашний министр иностранных дел Витольд Ващиковский, например, заявил, что найденные документы могут служить доказательством того, что Лех Валенса был «управляемой марионеткой» и что вся его дальнейшая деятельность, в том числе на посту первого президента свободной Польши, проходила под контролем спецслужб.
История сотрудничества
В декабре 1970 года на гданьской судоверфи — огромном промышленном предприятии, на котором трудился 27-летний электрик Лех Валенса — началась забастовка против повышения цен на продукты питания.
С первых дней выступлений Валенса был их активным участником: он вошел в состав стачкома, принимал участие в переговорах протестующих с руководством верфи и милиции.
Гданьскую забастовку в итоге утопили в крови коммунистические власти. На улицы города вывели танки. В стычках с силовиками погибли более двух десятков участников акций.
Тогда же Валенсу впервые в его жизни задержали, он провел в милицейском участке четыре дня. Если верить найденным документам, обязательство о сотрудничестве с коммунистической службой безопасности он подписал именно тогда, находясь под арестом.
После подавления забастовки 1970 года Валенса, по его собственным словам, разуверился в действенности стихийных уличных выступлений и пришел к выводу, что успешная борьба против режима возможно только в рамках организованной структуры.
В 1981 году такой структурой станет возглавленный Валенсой независимый профсоюз Солидарность. В 1983 году Лех Валенса получит Нобелевскую премию мира, а в 1990-м — станет первым президентом Польши после падения коммунистического режима в результате бескровной смены власти.
Позиция Валенсы
Сам Лех Валенса называет все находки о его сотрудничестве с КГБ – фальшивкой. После заявлений Валенсы о фальсификации бумаг Институт национальной памяти возбудил дело о подделке документов. Валенсу вызвали на допрос в качестве свидетеля, и он, предупрежденный об ответственности за дачу ложных показаний, заявил, что не составлял и не подписывал показанные ему документы из этой папки.
После этого ИНП заказал масштабную графологическую экспертизу этих бумаг: 158 документов эксперты сравнивали с более 140 рукописными документами, которые несомненно вышли из-под пера Леха Валенсы.
Результаты этой экспертизы показали, что абсолютное большинство документов, в том числе самые «интересные» — его обязательство сотрудничать с коммунистической Службой безопасности, расписки о получении денег и агентурные донесения, — были написаны именно экс-президентом Польши.
На этом основании дело о подделке документов было закрыто, но после заявления частного лица — пресс-релиз Института национальной памяти не называет фамилию заявителя — было возбуждено другое дело: о даче Лехом Валенсой ложных показаний.