Гиблое дело. Профессии, исчезнувшие за последние 100 лет — Korrespondent.net
Гиблoe дeлo. Прoфeссии, исчeзнувшиe зa пoслeдниe 100 лeт
Зa пoслeдниe 100 лeт бoлee 600 прoфeссий бeсслeднo исчeзли, eщё 1.000 сильнo измeнились.
Кoррeспoндeнт вспoминaeт о ледопилах, крысоловах, бурлаках и других ремёслах, которым не удалось пережить ХХ век, пишет Наталья Гузенко в №40 журнала от 9 октября 2015 года.
В июле нынешнего года на небольшой архипелаг Южная Георгия, расположенный на юге Атлантического океана, высадился десант из 18 учёных и инженеров. Всех этих людей нанял небольшой частный фонд Дании, чтобы истребить колонию крыс, которые свыше 200 лет терроризируют эти острова и успели уничтожить их уникальную природу.
Грызунов туда завёз известный мореплаватель Джеймс Кук, который тогда совершал одно из своих кругосветных плаваний. Крысы, не имевшие там природных врагов, стали хозяевами островов и полностью уничтожили несколько колоний редких морских птиц.
Теперь современные крысоловы планируют рассыпать с вертолётов более 50 млн специальных отравленных приманок, безвредных для других животных, и тем самым за несколько лет полностью избавить острова от крыс. Учёные говорят, что их профессия мало напоминает давних истребителей грызунов, но считают себя продолжателями традиций крысоловов начала ХХ века.
По данным Международной организации труда при ООН, за последние 100 лет более 600 профессий бесследно исчезли, ещё более 1.000 претерпели огромные трансформации. Сегодня мало кто вспомнит, каким престижным был труд пилота дирижабля. В Париже перед началом Первой мировой войны конкурс на эту должность составлял до 50 человек на место. Но этот этап быстро закончился.
В основном профессии убивает технический прогресс. Если в начале столетия использование человеческого труда на каменоломнях в Европе было нормой, то нынче этим занимаются только отсталые страны Африки и Азии. И делают они это не из-за бесчеловечности своих правящих режимов, а потому что не могут купить нормальные карьерные машины. Но это уже редкость. Даже в проблемных регионах понимают, что машины могут сделать намного больше и принести большую прибыль.
Некоторые профессии становятся ненужными из-за трансформации общества. К примеру, ремесло палача сейчас почти не востребовано. Даже в странах, которые не ввели мораторий на смертную казнь, практически нет людей, занимающихся этим профессионально. Приговоры приводят в исполнение солдаты или судебные исполнители. Более того, когда в американском штате Массачусетс в 2013 году хотели казнить нескольких осуждённых, то больше месяца искали добровольцев, согласных выполнить приказ. Правда, технический прогресс тут тоже вмешался: если в Средневековье, чтобы обезглавить или колесовать приговорённого, требовался значительный опыт, то сейчас достаточно нажать на кнопку.
На смену умирающим профессиям приходят новые разновидности работы, которые не могли и присниться нашим предкам. По данным ООН, в будущем самой престижной станет профессия человека, способного оперировать огромными массивами данных и анализировать их в интернете. Для этого ему придётся только думать. И даже крысоловы уже не используют специальные удавки или духовые ружья, предпочитая получать в лабораториях новые яды, а заодно докторские степени по химии.
Корреспондент подобрал профессии, которые не пережили ХХ век и вряд ли возродятся в будущем.
Ледяные люди
В начале прошлого века профессия кольщика льда стала одной из самых востребованных. Промышленное производство продуктов питания росло, а вот способов сохранить их не было. Примитивные холодильные установки могли удерживать температуру на низком уровне, но для этого её нужно было понизить. Тут и понадобились люди, которые с помощью огромных пил резали лёд на озёрах и продавали его.
Позволить себе покупать лёд могли либо богачи, либо компании, чья прибыль зависела от поставок продуктов. В Европе даже создавались артели рабочих, которые сообща выезжали за льдом и пилили его. После добычи лёд старались как можно быстрее транспортировать в город, где его закладывали в морозильные камеры. Профессия кольщика являлась сезонной, хотя в горных регионах эти люди круглый год спускали свой холодный товар с горных вершин.
В середине ХХ века промысел начал постепенно отмирать. Виной тому стало появление холодильного оборудования. Лёд уже не нужно было пилить и везти издалека – достаточно было иметь холодильник и электроэнергию. Сами кольщики не могли конкурировать с промышленными холодильными мощностями. И если до Второй мировой войны в Англии эта профессия ещё сохранялась, то потом рабочим пришлось переквалифицироваться.
Надо сказать, что в Азии и Латинской Америке до сих пор есть такое занятие: рабочие колют лёд и везут его клиентам. Хотя этим занимаются пожилые люди, не желающие менять работу. В среднем человек получает за свой промысел $ 25 в неделю. Но молодое поколение уже не хочет этим заниматься, и поэтому через несколько лет профессиональные кольщики, скорее всего, окончательно «вымрут» даже в отдалённых регионах. Или станут очередным аттракционом для туристов.
Человек-будильник
Потребность в людях этой профессии возникла не так давно. В древности все жили в соответствии с природным циклом — ложились спать на закате и вставали на рассвете. Тем более значительная часть жителей Земли держали домашнюю птицу, которая и будила их.
Но когда в Англии и Ирландии началась промышленная революция, фабрики столкнулись с проблемой массового опоздания на работу. Дело в том, что люди, которые массово начали переезжать из сёл в города и селиться в небольших квартирах, не могли точно рассчитать время, а часы были доступны далеко не каждому. Поэтому в середине XIX века многие компании вынуждены были даже останавливать фабрики из-за того, что сотрудники не пришли вовремя.
В итоге фабриканты решили, что лучше ввести отдельную профессию человека, который станет будить рабочих по утрам. В основном это делали пожилые люди, уже не способные полноценно трудиться, в надежде принести дополнительные деньги в семью.
Их трудовой день выглядел так: они узнавали у полисмена точное время и начинали обход своей территории. Главной их задачей было стучать в дверь до того момента, как человек встанет и начнёт разговаривать с ними. После этого можно было идти к следующей двери. Если работник жил высоко, будильники пользовались специальными палками из лёгкого дерева, чтобы стучать в окна. Некоторые вооружались сухим горохом и стреляли им через трубочки в высокие окна, чтобы не подниматься по лестницам. Чаще всего рабочие заранее сообщали, во сколько они хотели бы проснуться, или писали на дверях и окнах время побудки.
Так как зачастую рабочие с одной фабрики селились компактно, то будильникам часто платили сами фабриканты, чтобы вовремя начинать смену. Иногда рабочие сами брали на себя эти расходы, тем более плата была невелика. Понятно, что с распространением часов и смягчением трудового законодательства потребность в такой профессии отпала.
Люди с Волги
Для жителей бывшего СССР профессия бурлака прочно ассоциируется с картиной Ильи Репина, показывающей нелёгкий труд этих людей на реке Волга. Между тем бурлачество было довольно популярным в Европе и Америке ещё в 30-х годах прошлого века. В Германии суда перестали поднимать против течения с помощью людской тягловой силы только после завершения Второй мировой войны.
До этого купцы чётко знали, что для преодоления 5 км против течения небольшой реки требовался труд одной лошади или 10-15 мужчин. Причём людские силы часто обходились дешевле лошадиных. В начале ХХ века по реке Сена в районе Парижа баржи ежедневно тянули более 200 человек. Средний размер одной «упряжки» был не более 40 человек, иначе они обходились нанимателю слишком дорого.
Бурлачество процветало в период технической революции в Европе, когда количество товаров, доставляемых по рекам, значительно выросло, а пароходы ещё только конструировались. Промышленники не могли ждать попутного ветра, при котором судно смогло бы пройти против течения, и всё чаще нанимали бурлаков. Постепенно у крупных рек сформировались целые сёла, поставлявшие бурлаков на пристани, где их нанимали.
В целом их работа состояла в том, чтобы создать или примкнуть к артели и подороже продать свои услуги. Надо сказать, плата была не очень высокой, так что в бурлаки шли разорившиеся крестьяне или пролетарии, которые хотели заработать хоть какие-то деньги. Профессия начала отмирать, только когда в Европе появилось достаточно пароходов, способных идти против течения и везти грузы намного быстрее. Ведь тягловая доставка корабля происходила со скоростью не выше 8 км в день.
Впрочем, профессия окончательно не отмерла. В порту Бангладеш до сих пор используют труд бурлаков, которые затягивают старые суда на отмель во время прилива, чтобы потом разобрать их на металлолом.
Светлые личности
В середине XVII века в Лондоне едва не возник бунт из-за того, что мэр города решил впервые ввести уличное освещение. Тогда говорили, что фонари станут причиной постоянных пожаров и слепоты, ведь из-за них ночью будет светло, как днём. Но со временем к этому изобретению привыкли, и к началу прошлого века фонари появились в большинстве крупных городов Европы.
Сами по себе они представляли горелки с резервуаром топлива за стёклами. Их нужно было постоянно чинить и заправлять маслом или керосином. Неудивительно, что сразу же появилась профессия фонарщика. Эти люди каждый вечер с фитилём на длинном шесте обходили свои районы и зажигали фонари, а утром гасили их. Если же фонарь сразу не горел, они поднимались и смотрели, почему он неисправен. Атрибутами каждого фонарщика были длинный шест и лестница.
В Российской империи первые фонари появились почти два века назад, и фонарщиков сразу же зачислили в состав пожарных команд. Эта профессия, в отличие от трубочиста, была довольно престижной
В Российской империи первые фонари появились почти два века назад, и фонарщиков сразу же зачислили в состав пожарных команд. Эта профессия, в отличие от трубочиста, была довольно престижной. Но с появлением газовых фонарей ситуация изменилась: они требовали меньшего вмешательства в ходе обслуживания, и потребности в таком количестве специальных работников просто отпала.
Когда же на улицах стали монтировать электрические фонари, то от услуг фонарщиков вообще отказались. В Европе это случилось в 30-е годы прошлого века, и тогда многие из них переквалифицировались в электриков.
Схожая судьба постигла и бакенщиков, которые каждый вечер над речными отмелями зажигали фонари. Электрические бакены с фотоэлементами, загоравшиеся с наступлением сумерек, сделали и эту профессию ненужной. Другое дело, что бакенщиками часто были крестьяне из окрестных деревень, которые не начали переквалификацию, а просто потеряли дополнительный заработок.
Истребители заразы
Наконец, ХХ век убил и профессию крысолова. Люди, которые ещё в древних городах занимались своим ремеслом, стали не нужны, когда в мире появились мощные яды. Работу потеряли целые специальные бригады. Конечно, даже теперь в мире остались инспекторы службы дератизации, но они не так часто спускаются под землю и не убивают крыс собственноручно.
Но в начале прошлого века крысоловы пользовались духовыми ружьями и удавками, чтобы истреблять наиболее разросшиеся популяции грызунов. В Средние века ходили даже легенды о крысоловах со свирелями, но ни одного исторического факта ловли крыс таким способом не зафиксировано. С другой стороны, недавно было установлено, что отдельные тональности могут вводить мышей и крыс в транс – так что, вполне возможно, в легенде есть доля правды.
К началу прошлого века реальных крысоловов только в Великобритании насчитывалось около 5 тыс. человек. Большинство из них были объединены в несколько цехов в крупных городах и принимали крупные заказы от элеваторов или целых городских районов, которые хотели избавиться от вредителей. Работа эта была высокооплачиваемой, так как крысолов должен был лично спускаться в подземелье, и его могли легко покусать крысы. А значит, он рисковал подхватить инфекции, которые разносили грызуны. На зарплату крысолова во Франции до 1930 года можно было содержать семью из пяти человек.
Через несколько лет после окончания Второй мировой войны эта профессия опять стала востребованной, особенно в разрушенных городах Европы, где расплодились крысы. Но потом яды и санитарная обработка постепенно уменьшили их количество, и потребность в крысоловах совсем отпала.
Сейчас эта профессия сохранилась только в некоторых регионах Азии, где мегаполисы растут очень быстро и коммунальные службы просто не успевают за строительством новых домов. Но и там этим делом занимаются в основном старые люди, которые не хотят менять профессию даже под натиском прогресса, когда в мире нужны совсем другие умения и таланты.
***
Этот материал опубликован в №40 журнала Корреспондент от 9 октября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена.