Как поселок на Донбассе стал Нью-Йорком — Korrespondent.net
Кaк пoсeлoк нa Дoнбaссe стaл Нью-ЙoркoмСюжeт
Пoсeлку Нoвгoрoдскoe, чтo нeпoдaлeку от Горловки, контролируемой самопровозглашенной «ДНР», планируют вернуть историческое название — Нью-Йорк.
«Можете представить себе заголовки газет, если бы обстреляли Нью-Йорк? Здесь бы мигом была НАТО, и война бы закончилась», — шутила секретарь поселкового совета Новгородского Татьяна Красько в ответ на вопрос корреспондента DW, зачем прифронтовому поселку американское название.
Это было более двух лет назад, когда журналисты приезжали в Новгородское из-за очередного обострения на фронте, а о планах вернуть поселку историческое название в Украине мало кто знал.
На самом же деле, рассказывает Красько, такая идея появилась еще в 2016 году — после принятия в Украине закона о декоммунизации. Однако нейтральное советское название поселка под декоммунизацию не подпадало и процесс затянулся.
Точка в нем не поставлена до сих пор. Хотя возвращение поселку исторического имени поддержали его жители, а в начале февраля — комитет парламента по вопросам организации государственной власти, последнее слово — за депутатами Верховной рады.
При этом, подчеркивает Татьяна Красько, речь идет не просто о переименовании, а о возвращении исторического названия. Ведь Нью-Йорком промышленный донбасский городок назывался вплоть до 1951 года. «Нью-Йорк, Сталинская область» — до сих пор можно прочитать в документах пожилых жителей поселка.
Как на Донбассе появился Нью-Йорк
Несмотря на американское название, основали Нью-Йорк вовсе не выходцы из США. В последнее время распространение получила версия, что поселок в 1892 году создали немецкие колонисты — приверженцы протестантского движения меннонитов, поселившиеся в Украине по приглашению Екатерины II еще в 18 веке.
А Нью-Йорком поселение назвали потому, что жена одного из основателей была из Америки и скучала по родине. По другому преданию — немцы надеялись, что поселок будет развиваться так же динамично, как его заокеанский тезка.
Но на самом деле все несколько сложнее, говорит Виктория Шору, которая исследует историю поселка и ведет Facebook-страницу Украинский Нью-Йорк: История. По ее словам, на месте современного Новгородского уже в конце 18 века существовало небольшое село Александровское, которое принадлежало помещикам Фурсовым.
В источниках середины 19 века Александровское упоминается уже как «сельцо Нью-Йорк». Почему помещики, которым оно принадлежало, выбрали столь экзотическое название, — неизвестно.
«Один из Фурсовых занимался судостроением и, возможно, сам побывал в Америке, и она его впечатлила, — говорит Виктория Шору. — А может, просто потому, что им так было интереснее».
В конце 19 века земля села перешла в собственность других помещиков, говорит исследовательница, а те в свою очередь продали ее немецким колонистам с юга Украины.
Трудолюбивые немцы-протестанты построили несколько паровых мельниц по последнему слову тогдашней техники, развивали производство кирпича и сельскохозяйственных машин. В Нью-Йорке были школы и книжный магазин, работали банк, гостиница и почтамт с телефонной станцией, рассказывает Виктория Шору.
Однако после революции 1917 года многие немцы уехали из Нью-Йорка, а тех из них, кто остался, после начала Второй мировой войны советская власть депортировала в Среднюю Азию — как «неблагонадежных».
А когда началась холодная война, поселок лишили и «вражеского» названия: в 1951 году Верховный Совет УССР переименовал Нью-Йорк в Новгородское.
Украинский Нью-Йорк в ожидании туристов
«Переименование будет восстановлением исторической справедливости, — говорит секретарь поселкового совета Новгородского Татьяна Красько. — Ведь Артемовск тоже вновь стал Бахмутом, а Жданов — Мариуполем».
Впрочем, от того, что депутаты Верховной рады вернут ПГТ оригинальное название, отобранное их советскими предшественниками, местные власти и активисты ожидают и практической пользы для своего поселка. Они надеются, что в Нью-Йорк будут приезжать туристы.
Ведь, хотя немецкой общины в Новгородском уже нет, а те потомки меннонитов, которые еще живут в поселке, забыли язык и культуру предков, о немецком прошлом здесь до сих пор напоминают вовсе не типичные для Донбасса исторические здания и надгробия с надписями на немецком языке на местном кладбище.
Среди архитектурных достопримечательностей города — паровая мельница Петера Дика и построенный в начале XX века магазин Аарона Тиссена. Здание магазина, долгое стоявшее в запустении, община несколько лет назад выкупила и отремонтировала — помогли гранты международных организаций.
Уже весной в бывшем магазине должен заработать Историко-культурный центр Украинский Нью-Йорк. Этот центр, который местные жители называют «хабом», будет чем-то вроде краеведческого музея и одновременно местом для работы общественных инициатив.
Кроме того, «Нью-Йорком» в Новгородском назвали автозаправку на въезде в поселок и пиццерию. Экзотический топоним уже сейчас, еще до официального переименования, добавляет немного красок в повседневность депрессивного донбасского поселка.
Нью-Йорк на Донбассе под огнем «ДНР»
Сегодня в Новгородском живет около 12 тысяч человек. Здесь есть фенольный завод, на котором работают около 600 жителей поселка, а также три школы и интернат для детей с особыми образовательными потребностями.
Среди проблем городка — безработица, плохие дороги, транспортная изолированность и перебои с водоснабжением. Летом 2019 года жители Новгородского месяцами выживали без воды, а поселок оказался на грани гуманитарной катастрофы.
Впрочем, кроме проблем, есть и достижения, рассказывает Татьяна Красько. В последние годы при поддержке международных организаций в поселке оборудовали станцию полиции, на улицах установили камеры видеонаблюдения и освещение на солнечных батареях, создали Большой дом поколений — клуб для детей и пожилых жителей поселка.
Правда, против главной проблемы донбасского Нью-Йорка — войны — международные организации бессильны. Линия фронта проходит почти сразу за поселком, а с позиций украинской армии неподалеку от Новгородского даже без бинокля видно окраины Горловки, захваченной подконтрольными России боевиками.
И хотя самим новгородцам удалось избежать оккупации, они сполна ощутили на себе ужасы войны. По словам Татьяны Красько, около 100 домов в поселке были повреждены в результате обстрелов, а пять жителей погибли. Последний из них — летом 2017 года.
И хотя сейчас на фронте затишье, местные жители боятся, что боевые действия могут возобновиться. Татьяна Красько надеется, что после резонанса вокруг переименования на прифронтовой городок и его проблемы обратят внимание в Украине и за рубежом.
Между тем министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в шутку уже предложил собрать в донбасском Нью-Йорке Генассамблею или Совет безопасности ООН. Татьяна Красько не против: «Пусть приезжают — в нашем новом хабе уже все готово для заседания».
Источник:
Новости от Корреспондент.net в Telegram.