Opera Show — Arina Domski — Korrespondent.net
Opera Show — Arina DomskiРeклaмa
«Opera Show» Aрины Дoмски – яркoe нoвaтoрскoe музыкaльнo-тeaтрaльнoe прeдстaвлeниe, oснoвaннoe нa музыкe и сюжетах оперной и балетной классики мира.
Украинская вокалистка, обладательница оперного голоса (сопрано), авторитетная музыкант с музыкальным академическим образованием – Арина Домски, создала уникальное вокальное шоу, в котором презентованы в современном стиле classical crossover выдающие мелодии академических композиторов разных эпох и фрагменты знаменитых оперных шедевров. Шоу имеет синтетический характер. Исходя из генезиса оперы как комплексного явления искусства, ещё с 16 столетия жанр оперы объединяет «под своим крылом» разные виды искусства: музыку, литературу и драму, танец, актерское мастерство и пантомиму, живопись, искусство костюма, театральной маски и грима.
Дальнейший путь развития оперы в академической музыке вырабатывает разные модели оперы: серьёзную опера-сериа эпохи барокко, веселую опера-буффа эпохи классицизма (Моцарт), романтическую оперу-драму, французскую лирическую оперу, эпическую историческую оперу (Глинка «Жизнь за царя», Бородин «Князь Игорь»), сказочную оперу (Глинка «Руслан и Людмила»), историческую трагедию (Лысенко «Тарас Бульба», Мусоргский «Борис Годунов»), кровавую веристскую драму с непременными леденящими душу предсмертными криками героев (Леонкавалло «Паяцы», Масканьи «Сельская честь»), итальянскую оперу Рисорджименто (оперы Верди), немецкую романтическую оперу во всем многообразии направлений (от сказки Карла Марии Вебера – до философского мифа Вагнера), другие. В результате, при многообразии типов, сложился единый вариант спектакля, включающий сольные арии и дуэты героев, театральные и балетные сцены, хоры и симфонические фрагменты. Несомненно, опера – это элитарный жанр музыкально-театрального искусства. Вместе с тем, его основой являются шлягеры – наиболее популярные фрагменты спектакля. Но они спрятаны в недрах большого по объёму спектакля. И тут возникает проблема популяризации произведений оперного искусства, которая прямо касается точки отсчета «Opera Show» Арины Домски.
Из истории оперных театров славянского мира известно, что первый музыкальный театр возник при дворе царя Алексея Михайловича в 70-х годах XVII века. С XIXст. опера и балет, требовавшие больших затрат на создание спектакля, развивались под покровительством государства. В XIXст. директорами оперных театров Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, Одессы были независимыми от государства деятелями, поскольку театральная реформа 1882 года уничтожила монополию императорских театров в столицах, и существенно изменила в лучшую сторону оплату труда артистов. Необходимо было иметь талант менеджера и устойчивую психику, чтобы не раствориться в театральных интригах. Так, «шаляпинская эра» до 1917 года в истории оперы позволила приобрести ценный опыт «раскрутки» талантов, их финансирования и способствовала оттачиванию мастерства организовать шоу, зрелище в опере. Впоследствии эти попытки угасли и оперные театры в ХХ веке (за редким исключением) превращаются в оплот академического консерватизма. На таком фоне расцветают лишь отдельные личности, обладающие продюсерским талантом. К таким относится Сергей Дягилев – величайший театральный и художественный продюсер начала ХХ века.
, указывает: «к балету, благодаря которому его имя [Дягилева] вошло в мировую историю, он пришел не сразу. Все началось с «Русских сезонов» в Париже. В то время только появлялась мода на представление культурных достижений страны, и если литература России была хорошо известна в Европе, то ее живопись и музыка недооценивались. Дягилев первым осознал потребность нового времени. В 1906 году состоялась выставка русского изобразительного искусства. В 1907-м – концерты русской музыки, в 1908-м пришел черед русской оперы. Балет появился лишь на четвертый год». Так возникают всемирно известные «Русские сезоны» — выставки живописцев и театральная антреприза Сергея Дягилева. Гастрольные выступления оперных артистов Императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы за границей в летние месяцы 1908–1914 годов, а для показа балетов ещё в 1911 году была образована специальная труппа Русский балет Дягилева, таким образом в рамках антрепризных «Русских сезонов» с успехом ставились оперы и балеты.
Постановки отличались зрелищностью, размахом сценической реализации. Они имели всемирный резонанс, поскольку привлекались лучшие имена театрального мира. Костюмы и декорации разрабатывали величайшие художники творческой группировки «Мир искусства» — Головин, Бенуа, Коровин, Бакст, Добужинский, а также Николай Рерих. Гениальный импресарио – С. Дягилев сумел аккумулировать невиданные финансы, когда ему было отказано в императорской поддержке его творческих проектов.
Традиции Дягилева заложили определённой подход к развитию постановочной части опер и балетов, всей театральной культуры мира. Особо блистали в его постановках гениальные украинские исполнители, например, Серж Лифарь.
В наши дни, строго консервативная репертуарная политика и постановочная культура оперных театров, лишь недавно стала меняться к лучшему. Примеры зрелищного, динамичного, а не академически-скучного оперного и балетного действа сегодня единичны. Музыкально-театральная культура постановок переживает кризис. Такая политика отталкивает огромные потоки потенциальных зрителей.
Тем более актуальными и интересными представляются попытки оживить оперно-балетный жанр, экспериментировать с формой подачи, придерживаясь некогда апробированных канонов, что поможет наполнить его выразительные ресурсы новой творческой энергией.
Единичным успешным экспериментом в этой области можно считать «Opera Show» Арины Домски. Оно рождено самим временем и насущной потребностью привлечь внимание, продвигать, развивать театрально-постановочные традиции жанра оперы, исходя из её зрелищного компонента, который может быть очень интересно преподнесён, учитывая особенности оперы как синтетического жанра.
Неотъемлемой частью «Opera Show» Арины Домски является музыкальное творчество и исполнительское мастерство самой Арины Домски. Её репертуар основывается на шедеврах вокальной и инструментальной мировой академической музыки, исполненных в современном стиле classical crossover. Вокальные шедевры подвергаются осовремениванию за счет искусной «игры тембров», когда певица намеренно сочетает эстрадные приёмы пения с академическими. Непременным атрибутом является симфонический оркестр, который дублирует мелодическую линию или создаёт красивый подголосок звучанию темы. Электронные тембры также смешиваются с традиционными звуками инструментов оркестра. Небольшие ритмические и мелодические изменения известнейших оперных тем заставляют включаться слушателя в динамику нового звучания оперных шлягеров. В современном стиле оперного classical crossover исчезает речитатив: он превращается либо в сценический монолог, либо приближается к рэпу.
Не последнее место играют в шоу световые — эффекты, а также современные «театральные декорации» – видеоинсталляции, сюжетами которых являются картины выдающихся живописцев. Привлекают внимание немыслимо оригинальные и изысканные костюмы, реквизит, а также пантомима, балет, световое шоу.
Двадцать четыре номера охватывают культуру разных эпох и художественных направлений.
«Opera Show» Арины Домски – новый формат театральной постановки, который успешно апробирован в нашей стране и за рубежом. Он поможет привлечь в оперный театр значительные потоки слушателей: как поклонников жанра, так и широкие массы людей, живущих в атмосфере популярной культуры. Кроме того, стилевое обновление традиционного, апробированного столетиями жанра, представляется необходимым условием для его дальнейшего успешного функционирования в эпоху глобализации и конвергенции ценностей различных культур.